Словарь терминов

3D |  А |  Б |  В |  Д |  З |  И |  К |  Л |  M  |  О |  П |  Р |  С |  Т |  У |  Ц |  Э |  C |  F | 

3D – сокращенное название от three-dimensional (трехмерный), термин, употребляемый по отношению к чему-либо, имеющему три измерения. Понятие применяется в основном по отношению к графике или анимации. В отличие от двухмерного, трехмерное графическое изображение предусматривает, как правило, проецирование реальной или не существующей модели на плоскость при помощи специализированных программ. Основные сферы применения трехмерной графики и анимации – визуализация архитектурных проектов, кинематограф, телевидение, компьютерные игры, печатная продукция и т.д. Чтобы донести эффект 3D до зрителя, иногда используются специальные приспособления – стереоочки, трехмерные дисплеи, виртуальные шлемы и т.д.

3d-графика – набор программных и аппаратных приемов, при помощи которых создаются объемные графические объекты. Возможности этой отрасли компьютерной графики широко используются в кинематографе, на телевидении, для создания компьютерных игр и печатной продукции, в том числе рекламной. Результатом становится виртуальное, часто несуществующее трехмерное пространство, отображенное на двухмерной поверхности, например листе бумаги или дисплее компьютера.

3d-дисплей – устройство отображения информации, способное транслировать трехмерное изображение. Благодаря пространственной проекции картинка получается с более живыми цветами и динамичной анимацией, чем на обычных двухмерных экранах. Устройство является в некотором роде прототипом виртуального пространства, поскольку наблюдатель якобы становится на время просмотра участником транслируемых событий.

3d-моделлер – специалист в области моделирования трехмерных персонажей, наиболее востребованный в игровой индустрии. Моделлер выполняет также создание 3d-интерьеров и его составляющих, а главное требование к его работе – максимальное сходство полученной модели и исходного материала.

3d-панорама – интерактивная 3d-модель окружающего пространства, которую создают при помощи технологий цифрового фото. При взгляде на эту модель складывается впечатление, что смотришь на мир глазами виртуального наблюдателя, зафиксированными в одной точке (как правило, в центре композиции). «Глаза» можно поворачивать вокруг своей оси в горизонтальной плоскости и в пределах 180 градусов – в вертикальной. Кроме того, зритель имеет возможность удалять или приближать входящие в композицию объекты.

Технология создания 3d-панорам позволяет делать как большие двухмерные фотографии с широким углом обзора, например для билбордов или ситилайтов, так и 3d-фотографии для визуализации архитектурных проектов, например домов, складских помещений, ресторанов или памятников архитектуры. Соединенные между собой при помощи интерактивных точек 3d-панорамы образуют виртуальный тур.

3d-презентация, или 3d-ролик, – небольшой сюжет о товаре или услуге, выполненный в духе трехмерной анимации при помощи специальных компьютерных программ. Качественные 3d-презентации помогают увеличить количество продаж, продемонстрировать продукт в новом необычном ракурсе, а также заказываются для обучающих целей. Такая подача информации считается гораздо более эффективной, чем традиционный печатный материал, поскольку ролик можно сделать динамичным, информативным и при этом нескучным. Особой популярностью пользуются интерактивные 3d-ролики.

3d-рендеринг – создание цифрового растрового изображения по разработанной трехмерной сцене при помощи специальных компьютерных программ. Термин используется в художественной и технической компьютерной графике.

3d-object – стереоэффект создания трехмерного объекта, расположенного на определенном расстоянии от базового фона.

3d-surface – стереоэффект создания трехмерной поверхности путем трансформации фона.